• Музей морского клуба "Полярный Одиссей"

      (0) 1257


    Как-то долгое время вне поля нашего зрения оставался малоизвестный и неприметный музейчик в Петрозаводске. Это музей морского клуба «Полярный Одиссей».
    Музей хранит историю и достижения клуба за почти сорокалетний срок его существования. Эти сорок лет участники клуба занимались постройкой парусных и моторных кораблей и испытывали их в дальних плаваниях.
    За прошедшие годы клуб совершил множество научно-исследовательских экспедиций, принял участие во множестве международных морских фестивалей и побывал в водах множества стран.



    Флагманом клуба является поморская лодья «Святитель Николай». Это трёхмачтовое судно, построенное по подобию купеческих кораблей поморов — жителей побережья Белого моря. С помощью таких кораблей поморы вели торговлю со скандинавами.
    Лодья была построена зимой 1990-1991г. и спущена на воду летом того-же года. Не стану перечислять фестивали и соревнования, в которых принял участие «Св. Николай», их с 91-го было очень много.
    Но можно посчитать количество стран, где он отметился: Великобритания, Ирландия, Норвегия, Дания, Германия, Франция. Мы застали «Св. Николай» в «не боевом» виде, его среднюю мачту сняли и проводят какие-то ремонтные работы.



    Зато рядом стоит другой красивый и доступный для осмотра корабль — бригантина «Полярный одиссей». Это скорее мини версия классической вооружённой до зубов пушками бригантины. Бригантины были распространены в военно-морских флотах всех морских держав с 16 по 19 века, а также были популярны у пиратов. Полярный одиссей совсем новый корабль. Его начали строить в 2000-ом, а спустили на воду в 2010 году.



    Нам разрешили зайти на борт и провели небольшую экскурсию. Показали палубу с мачтами.





    Показали капитанскую рубку.



    Показали каюты экипажа.





    Показали навигационные приборы.



    Показали руль на палубе, синхронизированный с рулём на рубке капитана.



    Кроме этих двух кораблей на причале в клубе стоят ещё несколько других.

    Гафельный шлюп «Гонец»- тоже новенький корабль, был спущен на воду летом 2014 года. На его борту кроме команды из двух человек могут разместиться ещё десять гостей.



    Мастерами клуба спроектирован и построен мини хаус-бот(плавдача) — небольшое парусно-моторное плавсредство для прогулок с семьей по озёрам и рекам. Его конструкция предусматривает полную разборку для перевозки между водоёмами. На таких они периодически плавают до Кижей.


    Ботик «Потешного флота» Петра Первого. Потешные войска были созданы по приказу царя Алексея Михайловича для обучения с малых лет военному делу будующих российских правителей. С малых лет Петр Первый учился управлять флотом и вести бои с помощью потешного флота, в котором были боевые расчёты, матросы и командиры — всё как в настоящем флоте.



    Это лишь малая часть построенных клубом кораблей. Из остальных некоторые находятся в экспедициях, некоторые переданы или проданы другим организациям или за границу, а некоторые уже отработали свой срок и стоят на вечной стоянке причала.

    А дальше всех от Петрозаводска заплывал коч «Помор». Он дошёл до американского Сиэтла по пути через чукотское море, Аляску и Канаду.

    Корабли это конечно круто, но больше мы увлеклись содержимым музея. Тут собрана куча специальных устройств, частей кораблей, фотографий, и всякого такого прочего.
    Особенно наши глаза загорелись, когда запустивший нас в музей человек сказал, что здесь можно трогать руками почти всё.



    Кто удержится от того, чтобы не примерить этот старый водолазный шлем?



    Или крутануть динамо-ручки на этой радиостанции?



    Повсюду лежат детали от кораблей, например кусок обшивки «Св.Николая»



    Старая табличка с кормы «Св.Николая».



    Спасательный круг.



    Под потолком висит козлиная голова с носа лодьи «Любовь».



    В качестве опоры в музее стоит столб от мачты фрегата «Святой дух», к нему привязан старый руль от другого корабля. Собственно мачта — это всё, что от него осталось. Фрегат ходил в экспедицию до Финляндии, затем до Швеции и Германии. В октябре 1994 года фрегат отправился в Голландию через северное море, где попал в шторм и потерпел крушение. К счастью всю команду спасли.



    Деревянный юферс для крепления канатов.



    Корабельная пушка и ядра от других пушек.



    Старинный оптический прибор для ориентирования в море по звёздам.



    Радиостанции.





    Кинокамера. На такие в прошлом снималась хроника экспедиций.



    Керосиновая лампа.



    Морской компас. Конструкция корпуса позволяет ему держаться ровно независимо от крена корабля.



    Макеты парусников.





    Под потолком развешены флаги стран, где побывали участники клуба.



    Стенды с описанием прошлых больших экспедиций.

    Первым кораблём клуба стал парусно-моторный бот «Полярный одиссей», на котором в конце 70-начале 80-ых были совершены первые плавания. Например одна из экспедиций была совершена по маршруту: Петрозаводск, Беломорск, Архангельск, Мезень, Андерма, Мурманск, Беломорск, Петрозаводск.



    В 1986 году состоялась экспедиция в Белом море, организованная журналом «Вокруг света».



    В 1989 году состоялась экспедиция на остров «Шпицберген», в город «Баренцбург».



    В 1990 году началась миссия «Золотой век», состоявшая из нескольких больших экспедиций. Для её проведения в доках «Полярного одиссея» были построены три древнерусские лодьи — Вера, Надежда, и Любовь.
    В ходе миссии участники команды из ста человек побывали во всех важных для христианства местах средиземноморья, побывали на аудиенции у папы римского, и приняли участие в «Колумпиаде-500».



    В 2010 году состоялась экспедиция «Европейское кольцо». В планах экспедиции было пройти
    маршрут состоящий из морских городов России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии, Нидерланд, Австрии, Словакии, Венгрии,
    Сербии, Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины, и снова России, образовав таким обраом кольцо.


    После музея нас впустили в мастерские, где строятся очередные «бороздители вод».



    В клубе строят корабли не только для себя, но и под заказ. И прайс у них не слабый. При желании с ним можно ознакомиться на сайте клуба.

    В одном ангаре мы обнаружили приостановленный процесс постройки реплики лодьи викингов.



    В другом ангаре уже построили чердачный струг по заказу козьмодемьянского парусного клуба «Паллада».



    Напоследок можно пройтись по причалам и осмотреть стоящие там старые списанные корабли. Они не деревянные и конечно не имеют отношения к кораблестроению клуба, но тоже интересны. Если бы по ним ещё разрешали полазать, то это бы был не плохой сталк.








    На сколько вы оцениваете этот пост?
    Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

    Понравился пост? Подпишитесь на рассылку.



    Socpublic

Комментарии ()