• Музей стрит-арта в Спб.

      (0) 1310
    В современном мире стрит-арт окружает нас везде. У нас в стране стрит-арт в основном, но с некоторыми исключениями существует как искусство на заборах. Во многих городах бывает так, что ты проезжаешь на поезде от вокзала вдоль каких-нибудь промзон и видишь километры украшенных заборов до конца черты города. Основным видом стрит-арта является граффити, но кроме него ещё имеют место быть создание всяких скульптур и инсталляций. Так, как стрит-арт искусством признают далеко не все, то в галереях и музеях работ этого жанра не встретишь. Ситуацию решили исправить сами товарищи уличные художники и в 2012 году создали музей стрит-арта. Ну, не музей, а скорее галерея под открытым небом на территории завода слоистых пластиков в Спб.

    Сначала немного истории.
    По легенде история граффити берёт начало во времена второй мировой войны, когда рабочий Килрой писал 'Kilroy was here' на каждом ящике с бомбами, которые производили на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводили эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Зарождение граффити как субкультуры началось в Нью-йорке в конце 60-ых начале 70-ых. Первые райтеры(граффити-художники) расписывали тегами(подписями) свои районы, а также вагоны поездов метро, что способствовало распространению этого движения. Позже, когда количество райтеров стало увеличиваться, появилась конкуренция. И чтобы выделиться среди других некоторые райтеры начали улучшать свои теги применяя стилистические включения. И так пошло-поехало и доросло до целого вида искусства.

    Входом является арка из контейнеров, которая как-бы уже сама является арт объектом и даёт понять, что там, за ней будет круто.

    Этот музей/галерея делится на две части: постоянная экспозиция постоянно пополняющаяся новыми работами и публичная площадка, где располагаются временные выставки и проходят мероприятия. Экскурсия по купленному мной билету начиналась в 12-00, я же пришёл чуть раньше. Пока народ собирался возле арки, я быстренько осмотрелся.

    На фасаде красуются какие-то религиозные образы и изображения питерских мигрантов и на одном из них поверх ещё полосатый квадрат нарисовали. Не знаю что это означает, но в целом арты неплохие. Эти работы являются частью выставки "Через границы/Сквозь ограничения", в которой художники своими работами показывают своё видение темы миграции в наше время.
    Ещё тут есть арт от Кирилла Кто во всю стену цеха с одним словом "непонятное" на разных языках и в разных цветах.
    Собственно словом "непонятное" можно охарактеризовать большинство из того, что я увидел в ходе экскурсии, но обо всём по порядку.

    Работа "Манифест уличного искусства" от екатеринбуржца Тимофея Радя. Целую неделю он расписывал стену цеха текстами вооружившись подъёмником и баллончиком краски. В этом манифесте он рассказал о том, что такое уличное искусство, как оно работает, как его делать и советует читать Кирилла Кто.

    Потрясающая работа "Целое" от Никиты Nomerz. Потрясающа она тем, как художник сумел спрятать в ней несколько лиц, которые вместе образуют "целое". Сначала я видел только одно лицо, но позже нашёл ещё шесть.

    Работа «На пути» екатеринбуржца Максима Реванша является результатом размышлений о западном и восточном типе культур, о разнице систем ценностей, мировоззрений и способов мышления.

    Эта работа Вити Фрукты отсылает нас к песне битлов "All you need is love", а изображенная валюта намекает, что в наше время народ больше о бабле беспокоится, чем о любви.
    Витя Фрукты также изобразил культовую в среде офисного планктона игру "Сапер".

    Аргентинский райтер Chris Dyer изобразил процесс производства на заводе в виде драконолокомотива, которым управляет рабочий. Меня эта работа не впечатлила. Производственный прогресс надо как-то по другому изображать, а тут внимание привлекается лишь яркими красками и работа похожа на хохлому.

    Олег Кузнецов разрушил стену, на которой был граффити и дал этому название «Руина». Стены с граффити нередко закрашивают, а потом на них снова появляются граффити и по новой. А что если художественный вандализм станет причиной полного разрушения стены как таковой - такова идея этой работы.

    Перформанс от Словенско-Швейцарского дуэта Veli & Amos выглядит как отпечатавшийся на стене итог фестиваля красок Холи. На разноцветной стене можно разглядеть силуэты людей. Стену разукрасили чем-то вроде краскопульта, а люди выполняли роль трафаретов.

    Алёнка - вывезенная с заброшенной стройки в Москве плита, на которой изображена обёртка от известной всем шоколадки. Её автор Паша 183 нарисовал её в 2008-2009 годах. Паша 183 известен как автор многих работ на острые социальные темы. Пашу называли русским Banksy из-за схожести стиля. К сожалению в 2013 году он скончался не дожив до тридцати.

    Следующие две работы от художника Сергея Радкевича. Работа "Ноль метров над уровнем моря" выполнена в технике японской каллиграфии. Хрен знает какова суть изображённого тут. Автор прокомментировал свою работу сказав, что тут изображен универсальный человеческий образ и основная идея это спокойствие и его достижение через рабочий процесс.
    Вторая работа "Портрет покорного человека" изображает обычного рабочего, которого Радкевич увидел на заводе. Работа сочетает две техники: одна отсылает к иконописи или «даже к фаюмским портретам из доиконописного периода, а другая - техника предвыборного билборда, когда портрет человека располагается справа или слева, но не по середине, а на противоположной стороне размещается политический лозунг. Однако вместо предвыборных обещаний в работе появляются очертания сердца. "Это знак уважения к простому человеку. Не к депутатам, а к тому, кто здесь просто работает." Так прокомментировал свою работу автор.

    За секунду до наступления мира - единственная встреченная мной арт-инсталляция в этом царстве граффити. Снаряд подвешен в воздухе под наклоном будто он почти долетел до цели и через секунду будет БУМ. Автор Кирилл Шаманов таким образом критикует методы распространения гуманистических ценностей, новых мировых порядков и демократии.

    Не мешай самому себе - работа художника Александра Жунёва точно показывающая то, с чем сталкивается каждый. Человек забирающийся по ступенькам руками - это мы стремящиеся к своей цели(мечте), а человек сверху наступающий на руки - это наши страхи, сомнения или что-то ещё, что мешает нам в нашем стремлении. Лично мне по рукам частенько ходит моя лень.

    Работа райтера из Франции Kouka Ntadi "No Culture(бескультурье)" изображает шар/диск состоящий одной фразы "no culture". Работа на любителя, меня она не впечатлила.
    Другая его работа - это гигантский воин Банту на заводской трубе. Воины Банту были охотниками и защитниками. Художник размещает их изображения на стенах в разных городах мира как символ общности и связи между прошлым и настоящим.

    А это что-то новое, прежде мной ещё не виданное - "ярнбомбинг" или вязаное граффити. Поговори мне тут - работа художницы Мама Ли изображающее смесь русалки матрёшки и амёбы.

    А так свои впечатления от русской весны выразил райтер из Испании Escif.
    А ещё он побывал на олимпиаде в Сочи.

    Работа команды художников из Нижнего Новгорода ТОЙ в жанре наивного искусства "Объявления". Работа призывает к срочным поискам одного из участников, Севы, в какой-то момент потерявшегося на просторах серого Петербурга, а также иронизирует над граффити-культурой.

    Работа "Анонимы" в которой автор изобразил самого себя и своих коллег. Потому, как деятельность уличных художников часто является незаконной, то и свои личности они как правило скрывают оставаясь анонимными.

    Трафаретный микро стрит-арт изображающий пёсика.

    Ну и ещё несколько других работ.

    На площадке временных экспозиций полно всякой ерунды. Среди всего этого мне понравилась арт-инстялляция "кризис" из топливных бочек цветов российского триколора с выделяющейся надписью.
    Фантазии над государственными и прочими флагами, которые тоже являются отсылкой к теме миграции.
    И работа "Погружение в сон."

    В целом музей мне понравился, но я увидел мало работ, которые меня впечатлили. Я воспринимаю стрит-арт, как явление балансирующее между искусством и вандализмом. Мне нравятся работы "кричащие" своими цветами или своим смыслом. В экспозиции оказалось мало работ критикующих/высмеивающих что-либо, мало работ использующих детали поверхности (окна, лестницы, почтовые ящики и т.д.). Но на территории завода ещё есть не использованные стены и много людей способных их разукрасить, так, что музею есть куда расти и всё ещё впереди.

Комментарии ()