• Музей Репрессированные но не сломленные.

      (0) 918
    На окраине Элисты стоит простой старенький деревянный вагончик. Рядом с вагоном в ряд стоят тринадцать бетонных столбиков, на каждом из них написан год. Тринадцать лет - столько времени калмыки провели в Сибири, куда их депортировали 28 декабря 1943 года.
    За что их депортировали? Как известно во время Великой отечественной войны войска вермахта к 1943 году оккупировали многие регионы СССР западнее Волги. Часть группы армий "ЮГ" - группа армий "А" к 1943 году располагалась на северном Кавказе и в Калмыкии. В этих регионах местное население почти не оказывало им сопротивления и даже сотрудничало. В Элисте и других населённых пунктах была сформирована власть подчиняющаяся немцам. Также состав вермахта стали пополнять подразделения сформированные из числа Калмыков. Эти факты стали основной причиной для того, что случилось позже. 28 декабря 1943 года вышло постановление СНК СССР № 1432/425сс "О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР", которое устанавливало порядок выселения калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области и предоставление материалов для их обустройства на новом месте проживания. Операция по депортации калмыков проводилась 28 — 29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В ней участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД. За два дня в вагоны для перевозки скота загрузили и увезли 91919 человек. Во время транспортировки в неотапливаемых вагонах от холода и голода умерло несколько тысяч, ещё несколько серьёзно заболели и после прибытия тоже умерли.

    В большинстве случаев на сборы людям давали всего 15-20 минут, брали только еду и тёплую одежду.
    В это время в рядах Красной Армии служили около двадцати тысяч калмыцких солдат и офицеров, которые вместе с остальными сражались с врагами. В течение 1944 года их последовательно демобилизуют и отправляют туда-же в Сибирь. Переселенцев распределили по колхозам и рыбным хозяйствам, где они должны были работать без права переезда.

    Условия, в которых калмыкам пришлось жить в Сибири мягко говоря были плохими. Жить им пришлось в этих деревянных вагончиках для перевозки скота.
    Единственным источником обогрева в этих новых домах были печки-буржуйки.
    В сибирских лесах калмыков задействовали на лесоповале.
    Свои вагончики им пришлось обустраивать самим. Сами сколотили себе нары, столы, табуреты. В сундуках, где хранили личные вещи в качестве скрепляющих гвоздей вставлены деревянные затычки.
    Электричества в вагонах не было, единственным источником света были керосиновые лампы.


    В вагоне-музее на самом видном месте висит портрет Н.С.Хрущёва.
    Это не с проста, ведь благодаря ему через тринадцать лет калмыки смогли вернуться на родину. Как известно во времена Сталина было посажено в тюрьмы и лагеря по политическим статьям очень много людей. А во время войны за коллаборационизм депортации кроме калмыков подвергли чеченов, ингушей, крымских татар и другие народы. Хрущёв после 20-го съезда компартии объявил амнистию многим политическим и уголовным заключённым. Амнистировали и депортированные народы - не все сразу, но постепенно. И скорее всего он это сделал не от доброты душевной, а по политическим соображениям. Для того, чтобы люди верили, уважали, и любили нового руководителя страны. Но калмыкам плевать на политику - главное, что они вернулись домой.

    Улицу, на которой стоит музей калмыки назвали в честь своего освободителя.


    В вагончике также лежат вещи, которыми традиционно пользуются калмыки с древних времён и по сей день.
    Калмыцкая двухструнная балалайка - домбра или товшур.
    Детская кроватка.
    На старом фото изображены три замужных женщины. По калмыцким обычаям когда женщина выходила замуж, она заплетала волосы в две косы, на которые надевались чехлы.
    В условиях степи, где нет лесов для топки печей в домах использовался кизяк - высушенный коровий навоз.
    Череп степной коровы и её рога.


    Смотритель музея Владимир Санджиев ещё и поэт. Он пишет детские стихи и печатает маленькие сборники, которые впаривает каждому посетителю музея.


    За посещение музея не берётся фиксированная плата. Каждый кладёт в специальный поднос мелочь, которая залежалась в карманах. А если денег вообще нет, то не платится ничего.


    В книге отзывов встречаются записи на английском, немецком, и французском языках. Это говорит о том, что иностранцы сюда тоже заходят.


    От вагончика идёт дорожка, которая по спирали обвивает холм и приводит на вершину к монументу "Исход и возвращение" работы Эрнста Неизвестного. Сам холм был насыпан из земли с сибирских краёв.
    У подножья холма стоит мемориал.
    Памятник "Исход и возвращение" был отлит в Нью Йорке в 1996 году. В нем запечатлено много образов, и каждый что-то означает. В постсоветской Калмыкии 28 декабря - не рабочий день, в этот день люди собираются и приносят к монументу цветы и свечи.
    Ну и на последок вот произведение стихотворного жанра, висящее в рамке на стене вагончика.

Комментарии ()