• рудный парк Тулмозерье.

      (0) 1272

    Проезжая как-то раз летом через посёлок "Колатсельга", который находится в 100 км от Петрозаводска я наткнулся на дорожный указатель исторического сооружения. Мне стало интересно узнать что там такое, но я не остановился и поехал дальше по своим делам. Потом я загуглил что там такое и выяснил, что там находятся руины чугуноплавильного завода, который появился там чуть больше ста лет назад и проработал не более трёх лет.

    Чуть позже я сьездил в это место посмотреть на эти руины. После поворота по указателю в Колатсельге по пути я наткнулся на табличку, сообщающую что проход на территорию завода не бесплатный и нужно договорится о посещении по указанному телефону. Я позвонил по номеру и недозвонился. Оставалось только ехать вперед несмотря на предупреждение. Когда я заехал на территорию завода, я не встретил ни охраны ни забора. Встретил я там таких же посетителей как и я. Я поинтересовался у них - требуется ли плата за посещение? На что они ответили, что платить тут некому, гуляй где хочешь.

    Сейчас на месте руин завода организован рудный парк. Территория очищена от зарослей и пронизана тропинками. Возле каждой руины есть стенд с описанием.


    История чугуноплавления в Тулмозерье началась ещё в 18 веке. Первый завод был построен в 1762 году купцами Барминым и Митрофановым и проработал до 1778 года, после чего закрылся по причине банкротства. Спустя 100 лет право на добычу руды и производство чугуна было выкуплено акционерным обществом "Сталь". Главными акционерами общества "Сталь" были великий князь Пётр Николаевич(внук императора Николая I) и Санкт-Петербургский Международный Коммерческий Банк. Немецкий инженер Люрмен спроектировал новый завод, строительство которого началось в сентябре 1896 года, а производство чугуна началось уже в 1899 году.

    Начнём осмотр парка. На стенде показана схема парка и карта-схема завода от 1923 года. На схеме 1923 года завод назван "Петровка", это название закрепилось за ним сразу после постройки. Все оставшиеся сооружения - это машинный корпус №2, котельный корпус №4, литейный двор и большая домна №7, литейный двор и малая домна №5, механическая мастерская №9.


    Механическая мастерская. Мастерская необходима при любом заводе, где оборудование может поломаться в любой момент, особенно при таком удалении завода от городской инфраструктуры.


    Литейный двор и малая домна. Это здание планировалось использовать для изготовления предметов домашнего обихода, сельскохозяйственных инструментов и т.д. Но приобретённая князем домна так и не была установлена и здание никогда не использовалось по назначению. После обвала крыши образовался зал под открытым небом с хорошей акустикой, который в наше время оборудовали для проведения концертов.


    Литейный двор и большая домна. Домна была построена по проекту с производительностью до трёх тысяч пудов чугуна в сутки. Однако качество выплавляемого чугуна не соответствовало требованиям и печь домны была перестроена местными мастерами в соответствии с требованиями. В итоге производительность сократилась до 1500 пудов штыкового чугуна в сутки. Этот чугун отправлялся на другие заводы в качестве первичного сырья.


    Котельный корпус. Тут стояли четыре корнвалийских котла с одной внутренный топкой, каждый на 50 номинальных сил, и два локомобильных котла по 25 лошадиных сил. Эти котлы обеспечивали работу агрегатов машинного корпуса. Тут-же находились три кауперовских аппарата фирмы "Heinrich Stohler". Они подогревали воздух, поступающий от воздуходудной машины перед подачей его в домну. Для подачи газов из домны в кауперовские аппараты, а также от котельного корпуса и кауперов к дымовой трубе, была проложена система воздуховодов отделаных кирпичем английской фирмы "Cowen & Co".
    На одной из его стен даже сохранились деревянные рамы.


    Машинный корпус. Здесь стояли паровые агрегаты, которые вырабатывали электричество для освещения завода и тд.
    Заглянув внутрь можно увидеть заросшие мхом остатки фундамента со штырями, к которым прикреплялись агрегаты.


    Как видно по фотографиям при строительстве вместе использовали кирпич и каменные блоки. За исключением особых конструкций из английского кирпича все сооружения построены с применением кирпича производсква завода общества "Сталь", о чем говорит часто встречающаяся маркировка "ОС".
    Кроме стендов с описанием обьектов в парке ещё добавили таблички с изображениями животных и их названиями на финском языке.


    в 1872 году горный инженер Кулибин провел исследование в районе Тулмозерья и сделал вывод о большом количестве залежей гематитовой руды. Также он выяснил, что особенности залегания руды делают её добычу более трудоёмкой и дорогой. Это не отпугнуло князя и бизнесмена Петра. Завод был построен, из европы было привезено оборудование, добыча и производство началось. Но после трёх лет работы предприятие закрылось. Причиной тому послужил спад мировых цен на чугун в два раза. Общество "Сталь" продало завод, он ходил по рукам вплоть до революции. В советские годы к заводу проявлял интерес председатель Совета Народных Комиссаров Карельской АССР Эдвард Гюллинг. С 1927 по 1934 годы предпринимались попытки возродить на заводе металургическое производство, но безуспешно. Во время ВОВ сооружениям был нанесен урон и с тех пор так руины и стоят.
    История этого завода - это история о том, как выкинуть деньги на ветер. Вывод из этой истории можно сделать такой: перед тем, как вложить деньги в какое-либо дело нужно удостовериться, что оно будет работать и приносить прибыль. Но даже проведя сотни экономических исследований нельзя предугадать полностью поведение рынка и есть вероятность потерпеть неудачу.

    Это ещё не всё. Не далеко от завода ещё сохранились гематитовые рудники. К ним не ведут указатели и узнать их расположение можно только предварительно прошерстив "гуглы нашей родины". Добираться до них нужно по другой паралельной дороге, идущей из Колатсельги.


    Там прямо у дороги не уходя в лес можно обнаружить минимум три рудника. По двум из них я полазал, а третий оказался затоплен. Вот один из них. Перед входом в рудник над землёй стелится легкий туман, а из самой клоаки рудника веет холодом.


    Внутри все как в любом подобном руднике: тунель с ответвлениями, прогнившие опоры, серость, холод, тьма. Света моего фонаря не хватило для достаточного освещения и нормального фото и видео снять там не получилось. Вот пожалуй единственная смотрибельная фотка - кругом красно-коричневый гематит:

    И в дополнение видео-версия сего поста:

Комментарии ()