• Храм огнепоклонников Атешгях.

      (0) 308
    Это одно из самых необычных и интересных мест в Азербайджане. Храм огнепоклонников - Атешгях. Он находится на Апшеронском полуострове, между Каспийским морем и Баку, возле селения Сураханы.

    Возник на месте, где тогда шёл постоянный выброс горящего естественного газа из недр земли. Само слово "Атешгях" на персидском языке означает "дом огня". Зороастризм пришёл в Азербайджан вместе с персидской экспансией примерно в 6 веке до нашей эры. С тех пор он прижился и оказал большое влияние на азербайджанскую культуру. На месте горения "священных огней" появлялись алтари, а позже и целый храм. Хоть в первом тысячелетии и пришли арабы и принесли с собой ислам, всё же зороастризм не исчез полностью. Например Новруз или зороастрийский новый год продолжает оставаться главным праздником в стране. Конечно при мусульманах в Азербайджане зороастризм как религия уже не существовал. Да и в течение первого и второго тысячелетий шли войны, в результате которых зороастрийские храмы были разрушены.

    Зороастризм зороастризмом, а вот кроме его приверженцев огонь почитают также адепты индуизма и сикхи. В 15-16 веке развивались торговые отношения между Индией и Азербайджаном. Индийские купцы — адепты индуизма и сикхи восстановили храм Атешгях за свои средства. С тех пор в Атешгях приходили паломники из Индии. Появились кельи, где теперь постоянно при храме жили индусы-отшельники. Они всё время занимались своим индуизмом(истязания тела для очищения души) а еду получали из подаяний. Персы — огнепоклонники тоже приходили в храм. Они также приходили из Индии, так как были потомками сбежавших в Индию от ислама персов. Индийская община парсов (персов — зороастрийцев) даже назначала и отправляла на постоянное служение в Атешгях своего священнослужителя. В середине 19 века в районе Баку началась активная разработка нефте-газодобычи и возле храма огня был построен завод. Соответственно количество газа в недрах стало сокращаться и священный огонь в храме стал увядать. В 1902 году огонь окончательно потух. Последний священнослужитель храма умер в 1880 годах, а нового из Индии не прислали. Так что к началу 20 века храм уже пустовал и паломниками не посещался.

    До 20 годов 20 века храм изредка посещался иностранными путешественниками, а при образовании азербайджанской ССР и вовсе был заброшен и никому не нужен. Про него вспомнили лишь в 1975 году, когда его отреставрировали и открыли для посещения как музей. Мы посетили музей и всё заценили. Сейчас на главном алтаре храма огонь горит, но газ к нему идет уже по искусственному газопроводу. В бывших кельях оборудованы залы с экспонатами и скульптурами. Среди экспонатов в основном глиняная посуда и другие предметы быта, но есть каменные плиты с зороастрийскими и индуистскими текстами на соответствующих языках. Скульптуры также показывают зороастрийцев и индуистов в их привычных занятиях. Кроме того есть стенды с фотографиями и информацией на азербайджанском и английском языках об истории храма, а также общей информацией о зороастризме и индуизме. Часть информации, которую я привел ранее, я взял из этих информационных стендов. В общем место классное, посещайте!
    На сколько вы оцениваете этот пост?
    Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

    Понравился пост? Подпишитесь на рассылку.


    Sprinthost

    Нет похожих материалов

Комментарии ()