• Автостопом в Выборг.

      (0) 591

    Август в Карелии выдался более-менее летним, тёплым. Это обстоятельство, а также наличие свободного времени вызвали у меня желание в очередной раз постопить. Но на этот раз я собрался недалеко - в Петербург через Выборг. На трассу я выбрался ближе к вечеру специально, чтобы переночевать в палатке до того, как приеду в Выборг.

    На попутке я проехал 50 км до деревни "Ведлозеро", там недалеко от неё и недалеко от трассы есть отличное маленькое лесное озерцо (ламба) с чистой пригодной для питья водой. Там я переночевал со всеми бонусами походных условий. Утром не спеша я наварил себе макарон и стал собираться дальше. Следующая попутка довезла меня через Сортавалу до Приозерска, что на берегу Ладожского озера. Этот путь занял большую часть дня. Кстати и Сортавала и Приозерск и Выборг до ВОВ были в составе Финляндии. Дорога после Сортавалы и вплоть до Выборга, которую прокладывали ещё финны извилистая, как змея. В Приозерске я задерживаться не стал. До Выборга оставалось 70 километров, которые нужно было преодолеть до конца дня. За пару часов очередные две попутки доставили меня к цели. На второй попутке я ехал с выборгскими чуваками, которые доставили меня прямо в бухту Выборгского залива. В Выборг мы вьехали поздно вечером через КПП, где стоят военные пограничники. Это-ж пограничная зона! И дальше ехали по объездной дороге. Палатку я поставил на берегу бухты около "моста дружбы", который соединяет материк с островом "Твёрдыш".

    Утром, пока я собирался, я наблюдал как воды залива бороздят яхты, парусники. Ещё туда-сюда бесконечно гоняют катера пограничников патрулируя водную границу.

    От моста до города я топал пешком через остров. Первое, что я увидел на пути в Выборг - это старое Сорвальское кладбище. Кладбище наглядно рассказывает о интернациональном прошлом города. В могилах этого кладбища покоятся шведы, немцы, финны, русские, и много кто ещё. Я особо по нему ходить не стал, только лишь рассмотрел несколько могил, чтобы сравнить их вид с отечественными.




    Следуя дальше по шоссе я пришёл к Аннекрону. Это комплекс фортификационных сооружений, который был построен русскими для защиты от шведов после того, как они Выборг у шведов и отжали 1710 году. Расположены они в южной части острова и изначально выглядели, как бастионы с башнями. Сейчас от них мало чего осталось, да и остатки скрылись под зеленью.



    Одна из старых дорог в город проходит через арки в стенах укреплений.


    Я прохожу через арки и оказываюсь на расстоянии пролива от исторического центра города. Через пролив можно пройти по трём мостам - железнодорожному и двум автомобильным.

    Так, как Выборг большую часть времени своего существования не был русским городом, он выглядит как старинный европейский городок. По современным меркам город совсем маленький. Его население сейчас составляет около 80 тысяч и это максимум за всю историю, но его расположение не дало ему стать провинциальным захолустьем. Он был основан шведами, развит немцами, затем завоёван рускими в 18 веке, затем перешёл к финнам после образования СССР, и в итоге снова завоёван русскими во время ВОВ. Узкие улочки, выложенные брусчаткой дороги, и старинные дома - всё это никуда не исчезло за послевоенные советские годы. Это чертовски красиво и интересно. Но ходить весь день со здоровым рюкзаком на плечах очень тяжко и необходимо от него избавиться. Для этого я отправился на жд вокзал и положил свой обоз в камеру хранения. На привокзальной площади красуется эмблема города, которая во многом схожа с его гербом. Литера "W" присутствует в гербе ещё с 15 века, но на современных шведском и финском языках название города пишется через "V".

    Старый Выборг - это часть города, где на относительно небольшом пространстве находится запредельное количество всяких красивостей и интересностей. Главной достопримечательностью конечно-же является Выборгский замок. Он находится на отдельном островке в проливе и является самым старым строением города (про него стоит написать отдельный рассказ).

    Всё послевоенное время до начала девяностых Выборг был пограничным закрытым городом, в который не то, что туристов, даже советских граждан не пускали без соответствующего разрешения. А до сооружений и памятников, представляющих историческую ценность никому небыло дела. В порядок город стали приводить только в постсоветские годы с развитием туризма.
    Проход по старым кварталам я начал с Рыночной площади. Площадь появилась в конце 19 века на месте снесённых городских укреплений. Здесь на мощёной площадке стоит здание рынка, построенное более ста лет назад.

    Тут же стоит второе в городе по старости строение - Круглая башня. Это единственное сохранившееся сооружение от когда-то стоявшей здесь защитной системы башен со стенами. Эта башня была построена для ведения анфиладного артиллерийского огня. В наше время ей не нашли более достойного применения, чем сделать из неё ресторан.



    За площадью начинаются узкие улочки с односторонним движением для автомобилей и домами, стоящими друг к другу вплотную.





    Уличные художники переносят эти виды на свои холсты.

    Здесь узкие тротуары и очень много людей. Здесь, как нигде в городе кроме замка ходят толпы туристов с фотоаппаратами. Людям не хватает тротуаров и они ходят по проезжей части, поэтому автомобили едут очень медленно и слышно, как их колёса перебирают под собой каждый камень брусчатки. Некоторые дома несмотря на свою историческую ценность никто не собирается восстанавливать. Напротив их разбирают освобождая место под строительство новых домов. Такая тенденция наводит на мысль, что в ближайшем будующем Выборг может утратить этот привлекательный облик старого европейского города.



    Со времён шведов осталось несколько зданий.
    Башня ратуши была построена в 15 веке и входила в систему оборонительных сооружений. В дальнейшем башня была приписана к городской ратуше, была колокольней доминиканского монастыря. Во время ВОВ башня серьёзно пострадала и была восстановлена только в девяностыхых.

    Меньше повезло бывшей лютеранской церкви. Её построили в конце 15 века. В 18 кеке это был православный собор, а в 20 веке кирха. Разрушена была в 1940 году и прибывает в таком виде по сей день. Сохранились только четыре стены, над которыми возвышается бывшая колокольня-часовая башня.


    На площади Старой Ратуши возле памятника Торгильсу Кнутссону играют уличные музыканты.

    Торгильс Кнутссон - это и есть основатель Выборга. Он был шведским военачальником и какое-то время управлял Швецией. Он в 1293 году дал приказ построить замок "Выборг" на земле, отнятой у племени "Корела" в ходе третьего шведского крестового похода.

    Другая старая площадь - Красная площадь. Название не имеет ничего общего с главной площадью Москвы. В давние времена она называлась "площадью красного колодца". Название появилось после того как в 1599 году у этого колодца казнили сторонников свегнутого короля Сигизмунда. Сейчас никакого колодца тут нет. Площадь вымощена брусчаткой и представляет собой ровный прямоугольник.

    Площадь плотно окружена домами и выглядит чисто как европейская. А стоящий на ней памятник Линину смотрится непривычно. Ведь мы привыкли к "Площадям Ленина" в наших городах, где вокруг него обычно много пространства. Наверно поэтому площадь и не носит имя Ленина, потому, что для него тут мало места.


    Старые кварталы показывают, как город выглядел 150-200 лет назад. Плотная застройка домов с узкими улицами благоприятствовала многочисленным пожарам. В последствии город несколько раз перестраивали и ожнажды стали строить улицы пошире, а дома подальше друг от друга. Некоторые городские дороги со временем заасфальтировали.


    Интересно, что в Выборге с 1912 по 1957 годы по улицам ездили трамваи. Когда на улицах городов нашей страны появились троллейбусы, то их как правило внедряли вместо устаревших трамваев либо в дополнение к ним. Но в Выборге почему-то трамваи исчезли, а троллейбусы не появились.
    Выборг - это не только крепости и улочки с брусчаткой. Здесь с 15 века находится морской порт. С ним связано бурное интернациональное прошлое города. Когда у Выборга появился порт, он стал крупной торговой точкой Балтийского моря. В порт стали массово заходить суда Ганзейского торгового союза. В город стали переселяться торговцы и промышленники из немецких городов. При них в городе стали открываться учебные заведения, фабрики, церкви, и тд. В общем появление порта спровоцировало сильное развитие города. Сейчас порт попрежнему остаётся важным объектом города. Через него идёт экспорт сырья и импорт товаров из Европы.

    В бухте "Большой ковш", которая находится внутри города происходит постоянное движение. Желающим прокатиться на воде сдаются на прокат лодки и катамараны.

    Вечером прогуливаясь в парке на берегу бухты я поймал отличный вид на бухту, фонтан, закат, и замок.

    И это был один из последних сделанных кадров. Завершив обход улиц Выборга я забрал рюкзак и пошагал на выход из города, искать лесок для ночлега. А следующим утром я двинул в Петербург.

Комментарии ()