• Мраморный каньон Рускеала.

      (0) 493
    Что вы делали 1-го мая? Скорее всего жарили шашлыки. А мы в этот день компанией сгоняли в одно интересное и красивое местечко, где находятся старые мраморные карьеры - Рускеала. Оттуда до границы с Финляндией чуть больше 30 километров. От Петрозаводска до Рускеалы мы ехали на машине чуть больше 250 километров.
    После поворота с основной трассы в сторону карьера мы подъехали к Рускеальским водопадам.
    Четыре небольших равнинных водопада на реке Тохмайоки. Сама река берёт начало в финском озере Тохмаярви и впадает в Ладожское озеро. Здесь снимали фильм «А зори здесь тихие» 1972 года.
    На скале рядом с водопадом стоит домик, сооружённый для съёмок уже другого фильма. В 2010 году на водопадах и на карьере снимали фантастический трэш под названием "Тёмный мир" про колдунов, бесов, и прочих персонажей.


    Месторождения мрамора в Рускеале нашли ещё шведы в середине 17 века. В ходе русско-шведских войн территория приладожья перешла под контроль России и вошла в состав Выборгской губернии. Разработка месторождений и добыча мрамора русскими началась только в 60-ых годах 18 века после того, как о наличии месторождения губернатору Выборга доложил местный лютеранский пастор. Мрамор Рускеалы использовался при строительстве в Санкт-Петербурге дворцов (Зимний дворец, Михайловский и Таврический замки, Эрмитаж) и соборов (Исакиевский и Казанский). Этим мрамором облицованы станции питерского метро "Приморская" и "Ладожская".

    Несколько уже не использующихся карьеров объединили в горный парк и открыли для посещения в середине нулевых. Из них три карьера затопились грунтовыми водами и стали озёрами.
    Здесь добывали 4 вида мрамора: пепельно-серый, серо-зеленый, белый с серыми прожилками, и бело-серо-синий.
    Специально выложенная тропа огибает самый большой и красивый из карьеров.
    В летнее время здесь можно взять лодку и проплыть к любому месту в карьере.
    Те, кому мало просто любоваться этими пейзажами могут пролететь над поверхностью воды пристегнувшись к канату или прыгнуть с тарзанки.


    Затопленные карьеры соединены между собой многочисленными штольнями на разных уровнях. По одним катали вагонетки, по другим ходили рабочие. Некоторые штольни выше уровня воды и закрыты для посетителей. Но есть штольни под водой, они очень интересны дайверам, которые погружаются в глубь карьера. Дайверы погружаются на дно карьера, где как говорят осталась техника - тракторы, кран, грузовики.


    Одна из сухих штолен открыта для посещения.
    При входе в неё сразу становится холодно, стены и воздух внутри влажные.
    По середине штольню пересекает глубокая вертикальная шахта. Вода, стекшая на дно шахты обращается в лёд даже когда на улице жара.
    Мостик через шахту с грохотом продавливается под весом идущих по нему людей, что добавляет ощущений.
    В дыру шахты можно заглянуть с улицы. Не зря в этих местах кино снимают. Тут уже готовые декорации.
    Идешь ты такой по лесу и видишь дыру в земле, а там людишки бегают.


    От Основной тропы есть несколько ответвлений.

    Одна тропа ведёт к рускеальскому провалу.
    В этом месте под землёй проходит одна из штолен. Говорят что провал появился когда где-то рядом проводили взрывные работы. Потолок штольни не выдержал и провалился.
    Чтобы туда спуститься нужно надеть специальное снаряжение и пристегнуться к канату.


    Другая тропа приводит нас к карьеру не затопленному водой.
    Тут лежит много булыжников с следами от буров. В скале бурили лунки в определённых местах, их наполняли порохом и подрывали - таким образом шла добыча мрамора в 18 и 19 веках.
    Несмотря на грубость этого способа добычи оставшиеся стены ровные, а местами гладкие.
    В начале 19 века Выборгская губерния вошла в состав Великого Княжества Финляндского. После этого несколько десятилетий добыча мрамора не велась и карьеры были заброшены. В конце 19 века эти месторождения взяло в аренду финское акционерное общество "Рускеала мрамор". В период первой трети 20 века добытый финнами мрамор использовался при строительстве зданий в финских городах в том числе в Выборге и Сортавале. Кроме этого мрамор дробили в щебень и крошку и обжигали в печах для получения извести.

    Рядом с карьерами стоит заброшенный мраморно-известковый завод. Он был построен в 1896 году финнами, разрабатывавшими Рускеальское месторождение. Он не включён в территорию горного парка и стоит как простая заброшка.
    В этих печах мрамор переводили в строительную известь.
    Некоторые печи стоят забитые известью.
    Во время зимней войны между Финляндией и СССР добыча мрамора на карьере прекратилась. Карьеры были затоплены, а в некоторых штольнях прятались местные жители во время авиабомбардировок. После ВОВ завод начали использовать русские.

    Был построен склад извести.
    Была построена котельная.
    Были построены гаражи.
    В одном из них гниёт оставленная техника.
    Были построены цеха, где мрамор дробили в крошку и делали облицовочные блоки. Там уже не осталось никакого оборудования.
    Старая железная дорога заросшая лесом была построена для отвоза продукции в места назначения.
    На рельсах стоит одинокий локомотив использовавшийся когда-то для перевозки продукции. На вид он неплохо сохранился.
    Завод работал до начала 90-ых, потом стал зоной отчуждения. На этом день в Рускеале был завершён.

    P.S. После поездки в Рускеалу у нас остались яркие впечатления, а у некоторых на следующий день болели ноги.
    На сколько вы оцениваете этот пост?
    Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

    Понравился пост? Подпишитесь на рассылку.

Комментарии ()