• Поездка на Соловецкие острова.

(0) 1012

Вороча на харде своего компа фотки лета 2013 года я обнаружил, что у меня осталось много фоток как и воспоминаний о поездке на Соловецкие острова. Моя поездка туда не была запланированной. Я можно сказать попал туда случайно. В июне 2013 года я со знакомыми и ещё кучей народа на автобусе съездил на оупен-эйр фест "Белый шум", который каждое лето проходит на берегу Белого моря возле посёлка "Чупа". Белый шум - это отдельная история, рассказ про другое. Когда мы ехали обратно, у меня оставалось три свободных дня и немножко денег. Я подумал, почему-бы не сгонять на Соловки, ведь давно хотелось посмотреть на тамошнюю древнюю крепость.

Перед тем, как я попросил водителя автобуса высадить меня у поворота на Кемь, я не думал, что кроме меня кто-то ещё может сойти. Оказалось кроме меня в сторону Кеми отправилась туристка - Ксения. И она тоже держала путь на Соловки. Это я выяснил, когда мы вместе ловили попутку до Кеми. Через Кемь мы добрались до Рабочеостровска, где находится маленький пассажирский причал. Там в кассе мы затарились билетами на утренний рейс на Соловки. Мы прошлись вдоль берега и наткнулись на место, где ВНЕЗАПНО снимали фильм "Остров" о жизни монаха-отшельника.

Затем надо было определиться, где переночевать. Рядом с пристанью оказалось подворье Соловецкого монастыря(гостевой дом). Там обычно останавливаются в ожидании рейса на Соловки те, кто едет туда на паломничество. Нас там разместили взяв по две сотни с лица. У них там заведено, что мужчины и женщины спят в разных комнатах. В мужской комнате я лёг на деревянную шконку, матрас которой прохудился до сантиметровой толщины. Из-за этого лежать было очень жёстко, я хотел достать свой спальник и подложить под себя, но накрывшись шерстяным одеялом через пять минут я вырубился. Утром на пристани нас ждал небольшой дизельный теплоход. На нём четыре часа качаясь по волнам мы шли через Белое море на Соловки.

Тогда сидя в пассажирском отделении и смотря на бледные лица и нездоровый вид некоторых окружающих людей я с радостью узнал, что в отличии от них не страдаю морской болезнью. Прибыв на пристань острова "Большой Соловецкий" мы пошли искать кемпинг. Соловки находятся одинаково удалённо от берегов Карелии и Архангельской области, но нынче входят в состав Архангельской области. Острова с такой богатой историей конечно-же стали Меккой для туристов и рабочим станком для людей зарабатывающих на туристах. На острове даже велосипед можно взять на прокат.

По пути мы прошли через посёлок "Соловецкий" и собственно Соловецкий монастырь/крепость.

Наконец мы добрались до кемпинговой зоны. Там возле речки с чистой пресной водой уплатив около 150 рублей администратору можно обустроить лагерь с палаткой и костром. С дровами для костра проблем не было так, как администрация кемпинга свезла в специальное место целую тонну пиленных брёвен, досок, щепок и тд. Кемпинг находится под присмотром так, что поставив палатку можно было уйти гулять по острову не боясь за её сохранность. Ксения планировала тусить на острове неделю и особо никуда не торопилась. У меня-же на всё было всего два дня, и я в одно лицо побежал смотреть крепость. Обошёл вокруг неё.

Прошёл мимо безмятежных бурёнок, которые загорали возле стен крепости.

Да, это сооружение выглядит гораздо эпичнее, чем кремль на Красной площади. Оно строилось в течение 16 века вокруг монастыря. Монастырь же здесь появился в 1436 году после того, как сюда прибыли его основатели - монахи Зосима и Герман. Крепость версии 1.0 была деревянной и появилась к 1582 году. Её построили потому, что в это время мимо Соловецких островов периодически проплывали иностранные суда, прежде всего корабли враждебной Швеции. Сразу же после постройки её по частям начали перекладывать из валунов. Крепость версии 2.0 полностью из камня появилась к 1594 году. Внутрь крепости можно свободно пройти.

Летом 2013 года в здании монастыря и в других зданиях проводили ремонт и территория была немного захламлена.

Кроме монастыря тут музей, и сюда постоянно водят экскурсионные группы.

Изначальная кладка стен крепости и монастыря из валунов сохранилась не полностью. Спустя столетия разрушавшиеся стены перекладывали новой кирпичной кладкой.

В некоторых проходах колонны оформлены зубцами.

А в некоторых кольцами.

Поднялся по лестнице в боевой ход крепостной стены. Как и положено крепости с внутренней стороны она открыта, а с внешней стороны сделаны маленькие окошки для стрельцов.

Крепостные башни оборудованы пушками, которые изготавливал местный оружейный завод.

С 16 по конец 19 века крепость в дополнение исполняла функции тюрьмы. В башнях и стенах были камеры, где содержали "политических" заключенных, то есть мешающих царскому режиму. Также в камерах содержали еретиков, то есть служителей церкви спорящих со своим руководством.

Местами расставлены стенды с информацией о истории крепости. Например как выглядела крепость в конце 16 века.

И как она выглядела через столетие.

Был в истории монастыря эпизод под названием "соловецкое сидение". Бывший когда-то монахом Соловецкого монастыря, а впоследствии ставший патриархом РПЦ Никон в середине 17 века задумал церковную реформу. Эта идея была одобрена не везде. Одним из самых бурных очагов сопротивления стал Соловецкий монастырь. В последствии туда были направлены войска для подавления. Войска держали осаду крепости восемь лет, пока один из монахов не совершил предательство и не впустил войска.

Ещё один эпизод связан с Крымской войной 1854 - 1855 годов. Тогда крепость больше девяти часов обстреливали два британских фрегата "Бриск" и "Миранда". Но крепость осталась неприступна, а британцы отступили.

У монастыря был немалый флот вёсельных и парусных кораблей и лодок, а потом и пароходов. На островах было несколько солеварен, кузниц, и тд. С подачи царя монастырю дали право беспошлинной торговли, и на кораблях товары постоянно отправлялись на материк.

В начале девятнадцатого века возле крепости был построен судоремонтный док. Судно в него заходило во время прилива, а во время отлива вода уходила и судно бело готово к ремонту. Чтобы вода не вернулась в док, его закрывали герметичными воротами.

Сейчас док не обслуживает суда. В нём находится причал для лодок и катеров.

Несколько артефактов выставленных в качестве экспонатов:

Старинная деревянная лодка. На такой по морю не поплаваешь, но для перемещения между островами годится.

Трубы из брёвен водопровода образца 18 века.

Пушечный арсенал крепости.

Ещё одно доступное в задворках крепости помещение - это некрополь.

Тут несколько веков подряд хоронили монахов монастыря. На могилах сверху лежат каменные плиты-надгробья с именами и датами смерти, написанными на церковно-славянском языке.

Одновременно со мной по крепости бродила толпа туристов с экскурсоводом. Я примазался к ним на пятнадцать минут, чтобы послушать, что рассказывает экскурсовод. В итоге когда они пошли внутрь монастыря, экскурсовод меня отшил - мол сюда только те, у кого оплачено.

После октябрьской революции монастырь ликвидировали и на его базе создали Соловецкий лагерь особого назначения (С.Л.О.Н.), куда отправляли уже врагов советского народа. С 1933 года всех "политических" вывезли на материк и С.Л.О.Н. закрыли. А вместо него организовали тюрьму под управлением НКВД, которая существовала до конца тридцатых. Во время ВОВ здесь была школа юнг ВМФ СССР. В шестидесятых был создан Соловецкий музей-заповедник, а в семидесятых преобразован в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Под конец восьмидесятых тут стала восстанавливаться монашеская жизнь.

Вторым посещённым мной местом стала дамба в проливе "Железные ворота" между островами "Большой Соловецкий" и "Большая Муксалма". Чтобы туда добраться мне пришлось пройти пешком около десяти километров по дорожке через лес.

Её выложили из валунов монахи вместе с крестьянами в первой половине 19 века. Построили её потому, что на Муксалме крестьяне держали скотные дворы, которые нужно было снабжать кормом. При строительстве не использовались растворы, валуны просто складывали друг на друга и сверху засыпали землёй. За прошедшее время дамба износилась и стала разрушаться. Перед входом на неё стоит знак запрещающий въезд на автомобиле и табличка с предупреждением.

Дамбу выкладывали по мелям пролива и она получилась извилистой и длина её около километра.

Там пройдя по ней и присев на камень отдохнуть я ощутил то, что врезалось мне в память надолго. Я смотрел в морскую даль, ей не было края. И мне подобно древнему человеку казалось, что я на краю света и там дальше ничего нет.

Побыв примерно час в этом волшебном месте я пошёл обратно. Пока я дошёл до кемпинга, день подошёл к концу. На ужин у нас были консервы и карельский бальзам.

На следующий день я потащил Ксению к очередному артефакту - мысу лабиринтов. Это мыс на Большом Соловецком острове, где находятся два лабиринта, выложенных из камней ещё до нашей эры. Всего по Соловецкому архипелагу обнаружено 35 лабиринтов. Большая их часть на Большом Заяцком острове. Скорее всего они служили местным аборигенам для проведения обрядов. Удивительно что за время, которое тут существует монастырь монахи не уничтожили ни одного лабиринта, ведь в христианстве такие языческие сооружения считаются богопротивными. Они лишь выложили из камней кресты возле лабиринтов в качестве оберегов.

Ксения наматывает круги по лабиринту.

После возвращения в лагерь мы отобедали, и я стал собираться в обратный путь. К сожалению у меня больше не оставалось времени, а на острове ещё столько не посещённых мест осталось! Попрощавшись и оставив Ксению отшельничать в одиночестве я сел на дневной пароход до Рабочеостровска. Снова четыре часа была качка, от которой пассажирам нездоровилось. По пути мне уши прожужжала москвичка, которая мне рассказывала о своей неделе на Соловках. Да уж, редко я встречаю москвичей летом в Карелии. Когда я поинтересовался, как ей белые ночи, она стала рассказывать про это как про волшебство какое-то. На материке остаток дня я провёл блуждая по Кеми в ожидании ночного поезда в Петрозаводск.

На сколько вы оцениваете этот пост?
    Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

Понравился пост? Подпишитесь на рассылку.