• Линия Маннергейма.

      (1) 6295
    Многие знают что незадолго до ВОВ Советский союз участвовал в короткой, но тяжёлой войне, которую в последствии назвали "зимней". Прежде о зимней войне я знал лишь то, что там победили наши и СССР в итоге отошла часть Финляндии и что после неё советских солдат переодели в ушанки потому, что там они поотмораживали себе уши в будёновках. С той войны в лесах Ленинградской области от берега Ладожского озера до берега Финского залива осталось много разрушенных сооружений, которые когда-то образовывали линию Маннергейма. Я не собираюсь расписывать во всех подробностях историю войны и данного комплекса. Это можно в книжках прочитать. Я лишь расскажу о местах, которые посетил немного опираясь на их историю.
    Линия состояла из укрепрайонов, в которых находились ДОТы, бункеры, форты. В промежутках между укрепрайонами находились километры противотанковых надолбов колючей проволоки, рвов и окопов, а также минные поля и прочие ништяки. На приложенной ниже карте я обвёл красным места, где ещё что-то осталось. Где обведена большая территория-там укрепрайон с несколькими строениями. Маленькие кружки-это единичные строения. К сожалению некоторые укрепрайоны находятся в таких дебрях, что туда без трактора не добраться. Поэтому расскажу только про те, до которых смог добраться на своей легковушке.

    История линии Маннергейма берет свое начало в 1918 году, когда Финляндия получила независимость от России. Как только образовался СССР, в Финляндии начали думать как защититься от них. Строить начали в 1920-ом и продолжали с перерывами вплоть до начала войны в 1939 году. К Началу войны финны отгрохали аж три линии: главную ближе всех к границе, затем шла линия поменьше - промежуточная и ещё одна на подступах к Выборгу. Оба государства давно готовились к агрессии друг друга, но первый удар всё-таки нанесла Финляндия артобстрелом 26 ноября 1939 года, и СССР "запустил свою боевую машину".

    Сначала я добрался до УР "Мялкеля(Салменкайта)". Он находится в центре Карельского перешейка. Там я лишь нашёл четыре взорванных ДОТа - ma32, ma21, ma11, ma22. В ходе боёв артиллерия Красной армии обстреливала все укреплённые точки, а после прорыва линии большинство строений подорвали к чертям. Всё что можно обнаружить там - это остатки стен в окружении разбросанных взрывом кусков из бетона и железа. Кое-где можно увидеть остатки крыши, пулемётные амбразуры и вентиляционные решётки.

    Где-то говорят можно найти уцелевшие ДОТы, но я в этом районе таковых не нашёл. Сначала я пошёл по грунтовке до ближайших дотов, которые показал навигатор. После осмотра первых трёх ДОТов я решил, что до остальных лучше доехать на машине, так как грунтовка вполне для этого годная, а пешком пилить до них ещё не один километр. Но дорога была годной не везде и в одном месте меня ждала огромная лужа, в которую я заехал, а выехать сам не смог. К счастью недалеко находился дачный поселок, где я нашёл людей, которые помогли мне выехать. Они поинтересовались - что я там у них забыл. Я объяснил, что хотел доехать до ДОТов, может целый где-нибудь найду. Они мне сказали, что там везде одни руины и смотреть там нечего.

    Гораздо больше мне повезло, когда я оказался в УР Суурниеми. Находится он между озером "Глубоким" и дорогой А181 "Спб-Выборг". Там я обнаружил более-менее сохранившиеся ДОТы и бункеры. Укрепрайон был из поздних, то есть сооружён в 1938-1939 годах и вероятно был более технически оснащён, более вооружён, и более неприступен.
    В декабре 1939 года этот район несколько раз штурмовала 24 стрелковая дивизия, но УР выстоял. В этих боях погиб командир этой дивизии комбриг Вещев П.Е. В последствии его именем был назван бывший финский поселок "Хейнъиоки" и железнодорожная станция. После неудач 24-ой дивизии атаки на УР ограничивались лишь артобстрелами. В феврале 1940г после прорыва ЛМ командование финской армии приказало солдатам оставить район.

    Бункер SU3. Конечно он тоже не сохранился в идеальном состоянии, но по его виду уже можно представить что из себя представляло это сооружение. Использовался он в качестве батальонного командного пункта.

    Внутри под потолком уже наросло много маленьких сталактитов. Думаю лет через сто эти сталактиты отрастут на порядок и будут выглядеть как сталактиты в известных пещерах.
    Колодец водоснабжения.
    Амбразура.
    Кстати сложно не обратить внимание на то, что во всех строениях ЛМ на стенах видны горизонтальные полосы на равном между собой расстоянии, будто это стыки между блоками. Я ничего не понимаю в военном строительстве, но могу предположить, что конструкция собиралась на месте без использования заранее приготовленных блоков, и стены наращивали(заливали бетоном) на железную арматуру слой за слоем.

    ДОТ SU2. Это был железобетонный капонир с казармой на 30 человек. У обоих входов имеются амбразуры для ручных пулемётов. Раньше имелся бронеколпак.
    Тогда он выглядел примерно так, как показано на схеме.
    От казармы остались только стены.
    Входная амбразура.
    Дыра на месте амбразуры в пулемётном каземате.

    ДОТ SU6 - полу-капонир с казармой на 24 человека с амбразурами на один станковый и один ручной пулемёты. Во время боёв повреждений не получил, по был подорван позже.
    Да и взрыв только нёс крышу в середине оставив остальное почти целым.

    Между ДОТами тянутся уже слабо заметные, но ещё заметные траншеи. По такой траншее я прошёл от ДОТа SU6 до ДОТа SU7.

    ДОТ SU7 - тоже полу-капонир, но отличается по конструкции от SU6. Его довольно сильно потрепало взрывом. Целым пожалуй остался только вход.

    В в первой половине этого дня я тусил на заброшенном военном аэродроме при посёлке "Вещево" и до "Суурниеми" добрался только к 6 вечера и потому из семи объектов я обошёл лишь четыре, а когда добрался до SU7, то было уже 8 и начало темнеть. В местах их нахождения уже нет дорог и идти приходилось напрямик по навигатору через дебри, что довольно утомительно.

    На следующий день я посетил районы "Сумма–Хотинен" и "Суммаярви–Ляхде". Через УР "Сумма–Хотинен(Суммакюля)"проходит региональная дорога 41К-083 "Молодёжное-Черкасово" и первые разрушенные до основания ДОТы sk5, sk6, sk15 и памятный крест можно найти прямо у дороги. Всего тут было 18 сооружений построенных в 20-ых и 30-ых годах. Район пытались штурмовать два раза - в декабре 1939 и в феврале 1940, после чего финны оставили район. Когда я пошёл искать другие ДОТы, то упёрся в КПП с табличкой "проезд запрещён". Оказалось что на месте УР и близлежащих местах расположились полигоны мотострелковой В/Ч из Каменки и тут периодически летают снаряды. Я уже было смирился и хотел ехать отсюда, но вдруг на машине подъехали дед с бабкой по экипировке похожие на грибников. Дед вышел из машины и поднял шлагбаум. Я поинтересовался - неужели гражданским можно проезжать за шлагбаум? Дед сказал, что когда стрельбы не проводят, то можно, а сегодня не проводят.
    Поначалу всё также: разрушенные ДОТы, братские захоронения.
    Но это только до определенного места на дороге, где на дереве висит эта табличка.
    Тут я начала слегка испытал "жим-жим". Там за табличкой вроде как опасно, но там находится УР "Суммаярви–Ляхде" и вся вкуснота. Суммаярви-Ляхде - это место, где и произошел прорыв Линии Маннергейма и самые тяжёлые бои. Машину я оставил на обочине около таблички и пошел дальше пешком. Дорога сначала приближала, а потом вела меня вокруг озера "Желанного". Там я прошел вдоль берега, где было оборудовано место под лагерь и куда на внедорожнике прикатила семья с палатками. И тут я подумал, что либо они психи либо местные и пользуются тем, что сегодня не стреляют. После озера дорога превратилась в тропинку и чуть дальше стала идти параллельно с линией противотанковых надолбов. Они именовались "зубами дракона" и стояли на всём протяжении ЛМ, но сохранились неплохо только в этом районе.
    И вот я подошел к высоте "язык(палец)", где находится ДОТ-миллионник SJ5. Он пожалуй самый мощный из всех ДОТов ЛМ. Его назвали "миллионный" из-за высокой стоимости постройки.
    На картинке показано как он выглядел раньше. Он был погружен в землю, а на поверхность выходили казематы с бронеколпаками. Толщина стен полтора метра выдержала многочисленные удары артиллерии. Казематы держали под прицелом территорию до озера "Желанного" на востоке и территорию до ДОТа SJ4 на западе. На каждом каземате было два станковых пулемёта и противотанковое орудие, а также амбразуры для ручного оружия. Территория к югу от ДОТа являлась лощиной полностью открытой для прострела, где в боях погибло около 2 тысяч советских солдат позже получила название "долина смерти".
    Он слегка подразвален, но крыша не обвалилась. Я залез внутрь через почти засыпанный вход.
    Внутри тьма, холод, и сырость. Воздух там настолько влажный, что на большинстве снимков, которые я сделал запечатлелись капельки в воздухе. А при свете фонаря видно как они отлетают целым потоком от взмаха руки.
    Я прошел через довольно длинный коридор с ответвлениями и уровнями и нашел в конце дыру, через которую вылез наружу.

    Пошел дальше по тропинке вдоль "зубов дракона".

    Лес менялся с хвойного в лиственный и наоборот. Я шел себе спокойно, чернику собирал, и вдруг увидел торчащий из земли снаряд. Не знаю боевой он или учебный, проверять как-то не хотелось.

    Следующий найденный мной ДОТ SJ4(поппиус). Ему даже табличку поставили, которая сообщает, что ЛМ была прорвана в этом месте 10 февраля 1940 года.
    На входе кто-то изобразил трафарет с Пикачу.
    Внутри тут не так влажно, как в SJ5.
    Стены и потолки с виду ещё годном состоянии. Коридоры завалены землей и мусором. Если тут прибраться, то можно бы было ещё использовать помещение например как склад.

    Дошёл до следующего объекта - артиллерийская стена SJ2. Этот объект служил укрытием для минометной артиллерии и противотанковой батареи финнов. А до войны они использовали стену как испытательный полигон. К построенному ранее пулеметному каземату в 30-е годы пристроили длинную бетонную стену, укрепленную контрфорсами. Стена была построена из разных марок бетона и с разной насыщенностью арматурой, и использовалась арматура разной толщины. Затем эта стена была подвергнута обстрелу прямой наводкой из тяжелых орудий для выяснения оптимального сочетания бетона и арматуры.
    А это видимо пулеметный каземат.

    Ещё один. SJ7 - пехотный бетонированный окоп, или пехотная позиция. В бруствер окопа были вмонтированы броневые щиты с защитными козырьками и прорезями для стрельбы из стрелкового оружия. В центре окопа размещалось бетонированное убежище на 12 человек.

    И последний. SJ6 - бетонированный бункер фронтального огня постройки 1920-х годов. рассчитанный на один станковый пулемет. Кодовое наименование - "Торсу" (Torsu). К 1939г. был реконструирован в убежище. В военное время в нем располагался командный пункт батальона. 18 декабря 1939г. бункер был серьезно поврежден гаубичным снарядом в результате артобстрела. Подорван позже после окончания военных действий.

    После взятия этого района войсками РРКА финские войска начали покидать соседние укрепрайоны и отступать ко второй линии обороны. В течение месяца была прорвана и вторая и третья линии и 13 марта советские войска вошли в Выборг.

    Этот район стал последним посещённым мной. Пост состоящий из фотографий заросших мхом руин как-то мрачен и скучен, по этому в качестве бонуса добавлю следом пост с обзором музея зимней войны, который я посетил по пути домой. Пришлось даже задержаться в этих лесах на ещё одну ночь, чтобы в него попасть.

Комментарии ()

  1. Егор # 0
    Замечательный рассказ. Давно уже хочу побывать на линии Маннергейма. Спасибо!